Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Осип Мандельштам начал писать стихи еще в школьные годы. Он изучал историю литературы, переводил европейских классиков, публиковал исследовательские статьи и прозу. Считаясь не только русским, но и советским поэтом за одно из стихотворений он был репрессирован советским режимом дважды, не перенеся последнюю ссылку на Дальний Восток.
Его поэзия не похода ни чью другую. Он пишет уникальный стихи, где, в том числе, употребляет концепт «космос» в своем особенном авторском стиле, делая их анализ полезным при изучении русской лексики и семантики, в связи с чем работа, цель которой - исследование лексико-семантического поля «космос» в поэзии Мандельштама, является актуальной.
Глава 1 Понятие концепта и лексико-семантического поля концепта
1.2 Понятие "концепт" в когнитивной лингвистике
Концептами являются мыслительные образы, которые стоят за языковыми знаками, стали сегодня объектом интереса лингвистов и ученых смежных дисциплин – социолингвистов, лингво-психологов, и т.д.
Пришедший из когнитологии концепт, приобрел важное и нужное значение в изучении язык и заложил базу направлению «когнитивная лингвистика».
Существует ряд взглядов на то, что именно следует называть концептами. Так, считается, что возможность наилучшего описания концептуальной природы – это, непосредственно, язык.
Одна группа лингвистов, при этом, сходится к мысли о том, что простейшие концепты - это концепты, которые представлены одним словом, а сложные концепты используют словосочетания и предложения для того, чтобы осуществить представление.
Другая группа лингвистов считала концептами, также, семантические признаки или маркеры, которые обнаруживались при компонентном анализе лексики.
Широко применение понятие концепт и во время описания языковой семантики, так как происходит приравнивание значений языковых выражений к концептам или структурам концептов, выражаемым в них. Именно это взгляд отличает так называемый, когнитивный подход к концепту.
Относительно классификации концептов, в зависимости от принадлежности к определенным группам носителей существуют концепты, приведенные на рис. 1.
В настоящее время наиболее актуальным направлением лингвистики, сформировавшимся в последние десятилетия, стало изучение различных типов дискурса. Термин «дискурс» очень популярен в современных лингвистических, филологических, философских, социологических и антропологических исследованиях.
При этом, данные термины можно рассматривать почти как синонимичные или даже идентичные или интерпретировать одно в отношении другого .
При этом многие исследователи не считают нужным эти термины целенаправленно дифференцировать. При этом, тем не менее, термин «коммуникация» рассматривается как термин, описываемый в основном логиками, математиками и современными кибернетиками.
В энциклопедии лингвистики под редакцией В.Н. Ярцева оба термина нашли свою интерпретацию. Здесь коммуникация (от латинского «communatio» - обнародовать и обобщать, связывать, разговаривать) воспринимается как нечто большее, чем дискурс и понимается как беседа (= взаимодействие), обмен мыслями, информацией, идеями и т. Д. - определенная форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-профессиональная деятельность.
Статья о дискурсе Арутюновой Н.Д., которая рассматривает дискурс (от французского «дискурс» - речь) как «связный текст, наделенный экстралингвистическими, а именно, прагматическими, социокультурными, психолингвистическими и другими факторами. Текст автором рассматривается в его «аспекте, связанном с событиями», а речь рассматривается как сфокусированное социальное действие, как компонент взаимодействия людей и механизмов, и их познания (когнитивных процессов).
1.2. Понятие лексико-семантического поля
Семантические поля представляют семантические отношения слов на парадигматическом уровне. Палмер объясняет, что парадигматические отношения - это отношения, в которые может вступить языковая единица, будучи противопоставлена или заменена другими подобными единицами.
В 1930-х годах немецкий лингвист Йост Триер опубликовал свою монографию «Der Deutsche Wortschatz im Sinnbezirk des Verstandes: Die Geschichte eines sprachlichen Feldes», которая сегодня считается «самым влиятельным исследованием в истории лексической теории поля» . В своем исследовании Трир дает теоретическую схему полевого подхода и исследует развитие так называемых «лексических полей» в немецком языке. Теория Триера исходит из структуралистской точки зрения, предполагающей, что ценность слова зависит в основном от различия от других слов, или как сказал структуралист де Соссюр : есть «только отличия и нет положительных терминов». Подчеркивая эти семантические отношения, каждый лингвистический элемент рассматривается как интегрированный в структуру языка точно так же, как “камень вписанный в мозаику» . Слова не существуют изолированно, а образуют лексические поля вместе с другими семантически связанными словами.
Глава 2 Анализ концепта «космос» в поэзи О. Э. Мандндьштама
2.1 Исследование концепта "космос"
Проведем исследование концепта dark, опираясь на концептуальный анализ В.И. Карасика, в соответствии с которым оно состоит из :
1) дефинирования (выделения смысловых признаков)
2) контекстуального анализа (выделения ассоциативно связанных смысловых признаков);
3) этимологического анализа;
4) паремиологического анализа;
5) интервьюирования, анкетирования, комментирования
I Дефинирование
По словарю Ушакова :
КОСМОС, космоса, м. (греч. kosmos) (книжн.). Мир, Вселенная. Есть ли что-н. за пределами нашего космоса? || Вселенная, как организованное целое (науч., филос.). Греческая философия противополагала космосу хаос.
По словарю Ефремовой
КОСМОС - Мир, вселенная
По словарю Даля :
КОСМОС м. греч. мир, вселенная и мироздание.
Таким образом, можно сказать, что в соответствии с толковыми словарями космос – это мир, вселенная, мироздание.
II Контекстуальный анализ
Для контекстуального анализа воспользуемся словарем синонимов
В соответствии с этим словарем, синонимы к слову космос:
1. мир
2. макрокосмос
3. вселенная
4. мироздание
5. макрокосм
6. космическое пространство.
III Этимологический анализ
Слово космос ‘мир, вселенная’ в русском языке заимствованное. Оно встречается в дошедших до нас памятниках русской письменности с XVI века. Согласно словарному перечню «Толкование неудобь познаваемых речем», в то время слово космосъ имело значения ‘видимый мир, населенный людьми’ и ‘мир невидимый, высший, небесный’. Во втором значении, вероятно, оно употреблялось реже.
Существительное космос пришло из древнегреческого языка. Там слово κόσμος (kosmos) употреблялось в значениях ‘красота, украшение’, ‘устройство, порядок’, ‘небо’, ‘мир’, ‘миропорядок’ и было родственно глаголу κοσμἐω (kosmeo) ‘строю, упорядочиваю’. Семантика ‘миропорядок, мир’ у этого слова вторична, её ввел Пифагор в VI в. до н. э. Древнегреческий ученый превратил слово κόσμος в философский и культурный термин, обозначив им упорядоченное, гармоничное мироустройство (в противоположность хаосу — первоначальному неупорядоченному, бесформенному состоянию мировой материи и пространства) .
Согласно учению пифагорейцев, космос «есть живое существо, имеющее форму шара» .
IV паремиологического анализа;
Ряд паремий и идиом, выявляют результаты метеорологических, астрономических наблюдений предков современного русского за небесными телами и атмосферой Земли (от зари, до зари или «весь день, с утра до ночи»), а также представления о мире (белый свет - в значении «земля со всем существующим на ней»; под луной - в значении «на земном шаре, в этом мире, па этом свете»; уходить в лучший мир —в значении «умере гь»).
В работе был проведен ассоциативный эксперимент на основе интервьюирования англоязычных студентов МГУ им. М. В. Ломоносова
V интервьюирование, анкетирование, комментирование
Следует отметить, что свое широчайшее распространение ассоциативный эксперимент получил в ХХ веке как метод исследования группового и индивидуального сознания человека. Эффективность его использования в различных областях обеспечивается следующим:
-Автоматическим характером ассоциаций;
-Сопряженностью процесса ассоциативного эксперимента физиологическими реакциями человека;
- Низкий уровень способности управления людьми.
2.2 Концепт «космос» в поэзии О. Э. Мандельштама
В функции хранителей культурного космоса в поэтической системе Мандельштама выступают слово («маленький кремль, крылатая крепость номинализма, освященная эллинским духом на неутомимую борьбу с бесформенной стихией, небытием» ) и камень, который становится апологией бытия, лишь получив оформление («Без этого, - пишет А.Ф. Лосев, - он только хаос, нечто еще не осуществленное» ).
Камень как архитектурный материал и слово обретают форму шара («мудрое сферическое зданье», «слово-колобок»).
Сферическая форма совершенна, потому что она заключает в себе «залог» («монастыри улиток и створчаток», «дорога, согнутая в рог», образы лепестка, раковины, купола, люльки, яблока). Не случайно в одном из стихотворений цикла «Восьмистишия» отражена идея искусства как формотворчества. «Выпрямительный вдох» - это акт творчества. Мотив выпрямления, - пишет В.В. Мусатов, - знаменует полноту реализации “внутреннего избытка”, заключающегося в сфере; аналогичным представляется и рождение стиха .
С точки зрения сферической структуры космоса понятным становится «непоэтическое» отношение Мандельштама к небу. Небо является частью хаоса или играет роль «границы» между хаосом и космосом (ср. мифопоэтическое, символическое истолкование неба как «транс-пространства» ).
В 1930-е гг. Мандельштам вводит в модель мира небо «искусственное», «рукотворное» -небо собственного космоса («Я скажу это начерно, шепотом...») и здесь мы видим появление цвета – «черный». Итак, творчество - это выход к победе над хаосом, ведь существовать - «высшее самолюбие художника. Он не хочет другого рая, кроме бытия» .
В период Первой мировой войны и революции в творчестве Мандельштама складывается авторский миф (поддержанный комплексом христианско-иудейских, античных и медиевистских культурологических контекстов), в рамках которого оказываются объясненными такие противоречивые, алогичные (или кажущиеся таковыми) образы, как «черное солнце», «Россия-Федра» и т.п.
В книге «Камень» (1913) образным интегратором является парадигма «мирового центра».
Откуда, Лия, ты пришла,
За то, что солнцу Илиона Ты желтый сумрак предпочла.
Иди, никто тебя не тронет,
На грудь отца в глухую ночь Пускай главу свою уронит Кровосмесительница - дочь .
Заключение
В г исследовании оказано, что концептами являются мыслительные образы, которые стоят за языковыми знаками, стали сегодня объектом интереса лингвистов и ученых смежных дисциплин. Приведены классификации и признаки концептов.
Проанализировано понятие лексико-семантического поля.
Отмечено, что лексико-семантическое поле имеет определенное строение, как и любой другой тип поля. Большое количество языковедов склоняются к тому, что структура лексико-семантического поля, подразумевает под собой ядро, центр поля и периферию. Периферия в свою очередь делится на ближнюю и дальнюю.